<>
«ПРИНЯТО» Решением Педагогического Совета ГБОУ Гимназии № 441 |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор гимназии ГБОУ Гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ____________ Н.И.Кулагина |
______________А.О.Гордина Приказ №____ от 10.06. 2016 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Решением Общешкольного
Родительского комитета
ГБОУ Гимназии №441
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Протокол № 4 от 10.06.2016г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения (организации) гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
на 2016-2017учебный год
Санкт-Петербург
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка к учебному плану Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения (организации) гимназии №441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2016/2017 учебный год............................................................................................................................................. 4
1.1. Нормативная база..................................................................................................................... 4
1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы................................................. 5
1.3. Режим работы общеобразовательного учреждения (организации).................................... 6
1.4. Организационно-педагогические условия обучения............................................................ 6
1.5. Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая культура» 9
1.6. Региональная специфика учебного плана.............................................................................. 9
1.7. Специфика компонента общеобразовательного учреждения (организации)..................... 9
1.8. Деление классов на группы..................................................................................................... 9
1.9. Учебно-методическое обеспечение...................................................................................... 10
1.10. Периодичность и формы аттестации учащихся.................................................................. 10
II. Учебный план основной общеобразовательной программы начального общего образования (нормативный срок освоения — 4 года)............................................................................................. 12
2.1. Годовой и недельный учебный план для I-IV классов....................................................... 12
2.2. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС.............................. 13
2.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений...................................... 15
2.4. Деление классов на группы................................................................................................... 16
2.5. Организация внеурочной деятельности............................................................................... 16
2.6. Учебно-методическое обеспечение...................................................................................... 18
3.1. Годовой и недельный учебный план для V-IX классов в соответствии с ФГОС ООО... 19
3.2. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.................... 21
I. Пояснительная записка к учебному плану государственного бюджетного общеобразовательного учреждения (организации) гимназии №441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2016/2017 учебный год
Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2016/2017 учебный год — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации.
Нормативную базу для формирования учебного плана ГБОУ гимназии №441 на 2016/2017 учебный год составляют:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
9. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
10. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2015 №2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год», п.6.
11. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»
12. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 №822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год».
13. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23 сентября 2014 г. N4199-р «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения»
14. Устав ГБОУ гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
15. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
При разработке учебного плана гимназии были использованы рекомендации, содержащиеся в следующих документах:
1. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2016 №03–20–1347/16–О–О «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год».
2. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 №03–20–2057/15–О–О «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
3. Инструктивно-методическое письмо департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» .
4. Инструктивно-методическое письмо от 02.06.2015 №03-20-2216/15-0-0 «Об организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 №ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 №ЮН-02-09/4912 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по совершенствованию физического воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга».
7. Письмо Министерства образования Российской Федерации и НИИ гигиены и охраны здоровья детей, и подростков РАМ от 28.03.2002 №199/13. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе».
8. Методические рекомендации №03-412 от 4 марта 2010г. Министерства образования Российской Федерации по вопросам организации профильного обучения.
9. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов.
10. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.02.2011 №01-16-357/11-0-0 «Методические рекомендации по преподаванию истории на ступени среднего (полного) общего образования и о порядке аттестации учащихся по данному предмету».
11. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 №03-20-2420/10-О-О «Методические рекомендации по изучения учебного предмета «Технология» в образовательных организациях в 2014/2015 учебном году».
1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», примерным учебным планом общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, Уставом и лицензией на ведение образовательной деятельности ГБОУ гимназия № 441 осуществляет образовательный процесс в соответствии с основными общеобразовательными программами трёх уровней общего образования:
Основные общеобразовательные программы |
||||
№ n /п |
уровень |
направленность (наименование) образовательной программы |
вид образовательной программы (основная, дополнительная) |
нормативный срок освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
начальное общее |
общеобразовательная |
основная |
4 года |
2. |
основное общее |
общеобразовательная, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля |
основная |
5 лет |
3. |
среднее общее |
общеобразовательная обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля |
основная |
2 года |
</>
Образовательное учреждение обеспечивает преемственность образовательных программ в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
В основу реализации образовательных программ заложены следующие идеи учебного плана:
удовлетворение образовательных потребностей родителей и учащихся, доступность образования;
обеспечение достижения учащимися уровней образованности, соответствующих федеральному, региональному и школьному компонентам стандарта образования;
создание условий для получения профильного уровня образования;
способствование умственному развитию учащихся, их самопознанию и осознанному личностно-профессиональному самоопределению;
обеспечение преемственности между ступенями и классами;
сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Ведущими ценностями являются:
соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности ребёнка;
выявление и развитие способностей каждого ребёнка;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
ориентация на успех и адаптация к условиям новой жизни.
1.3. Режим работы общеобразовательного учреждения (организации)
Режим работы Образовательного учреждения устанавливается: понедельник – пятница с 8.00 до 21.00; суббота с 8.00 до 16.00 часов в соответствии с нормами трудового законодательства. В воскресенье и праздничные дни (установленные законодательством Российской Федерации) Образовательное учреждение не работает. На период школьных каникул приказом директора устанавливается особый график работы Образовательного учреждения. Учебные занятия начинаются в 9.00 часов утра. Проведение «нулевых» уроков в Образовательном учреждении не допускается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.
1.4. Организационно-педагогические условия обучения
Продолжительность учебного года
Образовательная деятельность осуществляется во время учебного года.
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»:
учебный год начинается 01.09.2016;
Продолжительность учебного года составляет:
- в 1 классах —33 учебные недели
- во 2 – 4 классах — не менее 34 учебных недель
- в 5 – 9 классах — не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период) в 9 классах)
- в 10 – 11 классах — не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период в 11 классах и проведение учебных сборов по основам военной службы)
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год» продолжительность каникул:
осенние каникулы — 31.10.2016 — 08.11.2015 (9 дней);
зимние каникулы — с 29.12.2016 — 11.01.2017 (14 дней);
весенние каникулы — с 25.03.2017 — 02.04.2017 (9 дней).
дополнительные каникулы первоклассников с — 06.02.2017-12.02.2017 (7 дней).
Продолжительность учебной недели
Продолжительность учебной недели:
- 5 дней ¾ 1-6 классы
- 6 дней ¾ 7-11 классы.
Кабинетная система обучения.
Начало занятий в 9 часов 00 минут.
Обучение осуществляется в одну смену.
Организация облегчённого учебного дня в четверг или пятницу;
Максимальная аудиторная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.5 и составляет
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Недельная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
29 |
30 |
35 |
36 |
36 |
37 |
37 |
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.6составляет:
- для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов — не более 5 уроков;
- для обучающихся 5 - 6 классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11 классов — не более 7 уроков.
Расписание звонков и перемен
Расписание звонков для 2-11 классов:
Урок |
Начало |
Окончание |
1 урок |
9.00 |
9.45 |
Перемена 10 минут |
||
2 урок |
9.55 |
10.40 |
Перемена 20 минут |
||
3 урок |
11.00 |
11.45 |
Перемена 20 минут |
||
4 урок |
12.05 |
12.50 |
Перемена 10 минут |
||
5 урок |
13.00 |
13.45 |
Перемена 10 минут |
||
6 урок |
13.55 |
14.40 |
Перемена 10 минут |
||
7 урок |
14.50 |
15.35 |
Продолжительность урока во 2-11 классах- 45 минут (пп. 10.10СанПиН 2.4.2.2821-10 и ФБУП 2004 г.).
Перерыв между кружковыми занятиями – 10 минут.
Дополнительные требования при организации обучения в I классе
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований (п.10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10):
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- Организация динамической паузы продолжительностью 45 мин в течение учебного дня.
- для учащихся 1-х классов, посещающих группу продлённого дня, организация 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные каникулы 1-х классов: с 06.02.2017 — 12.02.2017 (Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»)
Расписание звонков для 1 классов в первом полугодии:
Урок |
Начало |
Окончание |
1 урок |
9.00 |
9.35 |
Перемена 20 минут |
||
2 урок |
9.55 |
10.30 |
Перемена 15 минут |
||
3 урок |
10.45 |
11.20 |
Динамическая пауза 45 минут |
||
4 урок |
12.05 |
12.40 |
Перемена 10 минут |
||
5 урок (один раз в неделю, за счет урока физической культуры) |
12.50 |
13.25 |
Со второго полугодия режим работы 1-ых классов соответствует общему режиму работы начальных классов.
1.5. Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая культура»
При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы используются спортивный зал гимназии, школьный стадион, а также плавательный бассейн.
При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» учитывается состояние здоровья учащихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры. В аттестаты об основном общем образовании и среднем полном общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
1.6. Региональная специфика учебного плана
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год» региональной спецификой учебного плана является:
изучение «Истории и культуры Санкт-Петербурга» в V–IX классах как отдельного учебного предмета, в V-VI классах в рамках внеурочной деятельности, в IX классе в виде модуля предмета «История»;
изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в VI–VII, IX классах как отдельного учебного предмета, в V классе в рамках внеурочной деятельности;
изучение «Обществознания» в V классе учебного предмета как отдельного учебного предмета;
выделение дополнительных часов на изучение учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия» в VIII-IX классах (всего 1 час в неделю в VIII классе и 1 час в неделю в IX классе);
1.7. Специфика компонента общеобразовательного учреждения (организации)
Специфика учебного плана гимназии определяется целями и задачами реализуемой в гимназии образовательной программы. Часы компонента общеобразовательного учреждения (организации) в учебном плане использованы на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы, указанные в федеральном компоненте базисного учебного плана, а также на введение элективных учебных предметов и новых учебных предметов («Иностранный язык (немецкий)» в VI-XI классах).
1.8. Деление классов на группы
при реализации основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-IX классы), «Технологии» (V-IX классы), а также по «Информатике и ИКТ» при наполняемости класса 25 и более человек;
при реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ» при наполняемости класса 25 и более человек;
при наличии необходимых условий и средств деление на группы классов с меньшей наполняемостью, для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, а также при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и-более модулей
1.9. Учебно-методическое обеспечение*
ГБОУ гимназия № 441 для использования при реализации образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).
учебники, входящие в федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, приобретённых образовательной организацией до вступления в силу приказа Минобрнауки от 31.03.2014 №253 (пункт 3 приказа Минобрнауки от 31.03.2014 №253).
1.10. Периодичность и формы аттестации учащихся
В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга» промежуточная аттестация в гимназии подразделяется на:
четвертную аттестацию — оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за четверть;
полугодовую аттестацию — оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за полугодие;
годовую аттестацию — оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год.
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год» промежуточная аттестация по итогам освоения образовательной программы на уровнях начального общего и основного общего образования проводится по четвертям, на уровне среднего общего образования ― по полугодиям.
В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга» применяются следующие формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
Уровень общего образования |
Текущий контроль и промежуточная аттестация |
Начальное общее образование (1–4 классы) |
- текущий контроль: устные ответы на уроках, собеседования, самостоятельные и проверочные работы, тестовые работы; - четвертная аттестация - годовая аттестация: ДКР по предметам, контрольные работы, тесты. |
Основное общее образование (5–9 классы) |
- текущий контроль: предметные тесты, устные ответы учащихся, самостоятельные и проверочные работы, "срезовые" контрольные работы по предметам, тестовые работы, собеседование; - четвертная аттестация - промежуточная аттестация (для 5-8классов): контрольные работы, тестирование; - годовая аттестация: зачёты, защита творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, итоговые контрольные работы; - государственная (итоговая) аттестация. |
Среднее общее образование (10–11 классы) |
- текущий контроль: предметные тесты, устные ответы учащихся, самостоятельные и проверочные работы, "срезовые" контрольные работы по предметам, собеседование; - полугодовая аттестация; - промежуточная аттестация (для 10 классов): контрольные работы, тестирование; - годовая аттестация: зачёты, защита творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, итоговые контрольные работы; - государственная (итоговая) аттестация. |
Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией.
II. Учебный план основной общеобразовательной программы начального общего образования (нормативный срок освоения — 4 года)
2.1. Годовой и недельный учебный план для I-IV классов.
Учебный план для I-IV классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
Годовой учебный план начального общего образования
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
Литературное чтение |
132 |
136 |
136 |
102 |
506 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык (английский) |
68 |
68 |
68 |
204 |
|
Математика |
Математика |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
Обществознание |
Окружающий мир |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
34 |
34 |
|||
Искусство |
Музыка |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Изобразительное искусство |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
Технология |
Технология |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Физическая культура |
Физическая культура |
99 |
102 |
102 |
102 |
405 |
Итого: |
660 |
748 |
748 |
748 |
2904 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||||
Филология |
Русский язык |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
|
Внеурочная деятельность |
330 |
340 |
340 |
340 |
1350 |
Недельный учебный план начального общего образования
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
15 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык (английский) |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Математика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
1 |
1 |
|||
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Внеурочная деятельность |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
2.2. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС
Учебный план начального общего образования предусматривает четырёхлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов. Данный учебный план реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г № 1/15). Он обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённых ФГОС начального общего образования, которые позволят ребёнку продолжить образование на следующем уровне.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Он план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Учебные программы по всем предметам являются государственными. Основой для освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация следующих учебно-методических комплексов:
1-а, 1-б, 1-в, 2-а, 2-б, 2-в, 3-а, 3-б, 3-в, 4-б, 4-г - «Перспектива».
4-а - «Школа России».
4-в - «Начальная школа XXI века».
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го класса. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 1350 часов (5 часов в неделю, 165 часов в год в 1 классе, 170 часов в год во 2 - 4 классах). Предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го класса. По четыре часа в неделю с 1 по 3 класс (132 ч. в год в 1 классе,136 ч. в год во 2 и 3 классах). По три часа в неделю в 4 классе (102 часа в год) Общий объём учебного времени составляет 1012 часов (обучение в школе с русским (родным) языком обучения).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 класса по четыре часа в неделю (132 ч. в год в 1 классе,136 ч. в год во 2 - 4 классах). Общий объём учебного времени составляет 1080 часов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 класса по два часа в неделю (66 ч. в год в 1 классе,68 ч. в год во 2 - 4 классах). Общий объём учебного времени составляет 540 часа. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Содержание курса «Технология» содержит достаточно материала для его реализации с 1-го класса в рамках предмета – по 1часу в неделю в каждом классе. (33 ч. в год в 1 классе, 34 ч. в год во 2- 4 классах) Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Занятия проводятся учителем начальных классов. Содержание курса имеет широкие возможности для его реализации во внеурочное время. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го класса по одному часу в неделю. (33 ч. в год в 1 классе, 34 ч. в год во 2 - 4 классах) Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
«Музыка» изучается 1-го класса по одному часу в неделю (33 ч. в год в 1 классе, 34ч. в год во 2-4 классах). Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
Курс «Физическая культура» изучается с 1 класса по три часа в неделю. (99 ч. в год в 1 классе,102 ч. в год во 2 - 4 классах) Общий объём учебного времени составляет 810 часов. Основное время отводится на раздел «Физическое совершенствование».
«Иностранный язык (английский)» изучается со 2-го класса по два часа в неделю во 2 - 4 классах (68ч. в год) Общий объём учебного времени составляет 408 часов. При проведении учебных занятий по предмету «Иностранный язык» во 2 -4 классах осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек).
В учебный план 4 класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего 34 ч. в год). Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры и основами светской этики;
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
Данный курс реализуется тремя модулями: основы мировых религий, светской этики, основы православия. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов. Общий объём учебного времени составляет 168 часов.
Выбор модулей
Модуль курса |
Количество групп |
Количество учащихся классах |
Основы мировых религиозных культур |
1 |
3 3 |
Основы светской этики |
2 |
60 |
Основы православной культуры |
1 |
20 |
Основы исламской культуры |
||
Основы буддийской культуры |
1 |
1 |
Основы иудейской культуры |
||
Итого: |
5 |
114 |
На основании произведённого выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в группе.
2.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.
Распределение данной части учебного плана происходит следующим образом:
Предметные области |
Предмет |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Количество часов в год |
||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
ИТОГО |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
Количество часов в неделю |
||||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
ИТОГО |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
В соответствии с рекомендациями, данными в инструктивно-методическом письме Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2016 № 03–20–1347/16–О–О «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год», в I-IV классах 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение учебного предмета «Русский язык».
2.4. Деление классов на группы
При проведении учебных занятий по предмету «Иностранный язык (английский)» во II- IV классах осуществляется деление их на три группы при наполняемости класса 25 человек и более. При наличии необходимых условий и средств деление на группы при наполняемости класса 25 человек и более осуществляется также при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
2.5. Организация внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Учебный план образовательной организации и план внеурочной деятельности образовательной организации являются основными организационными механизмами реализации образовательной программы начального общего образования.
Соотношение обязательной части учебного плана начального общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности представлено в таблице:
Количество часов в год по классам (годам обучения) |
Всего за 4 года обучения |
||||
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная часть учебного плана образовательной организации |
660 |
748 |
748 |
748 |
2904 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
Внеурочная деятельность |
330 |
340 |
340 |
340 |
1350 |
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:
- план внеурочной деятельности;
- режим внеурочной деятельности;
- рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
- расписание занятий внеурочной деятельности.
Образовательная организация в плане внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений внеурочной деятельности, формы её организации, объем внеурочной деятельности с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное
Недельный план внеурочной деятельности для I - IV классов
1А |
1Б |
1В |
2А |
2Б |
2В |
3А |
3Б |
3В |
4А |
4Б |
4В |
4Г |
|
Духовно-нравственное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Спортивно-оздоровительное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общеинтеллектуальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Социальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общекультурное |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
В образовательной организации реализуется следующая модель режима образовательной деятельности:
урочная деятельность (от 4 до 5 уроков в зависимости от расписания уроков на определённой параллели) |
â |
перерыв (работа групп продлённого дня 1,5 часа) |
â |
внеурочная деятельность (2 занятия) |
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при работе групп продлённого дня перерыв после окончания учебных занятий составляет не менее 1,5 часов, включая прогулку не менее 1 часа и питание обучающихся.
После окончания занятий внеурочной деятельности работа групп продлённого дня будет продолжена.
Режим внеурочной деятельности для 1- 4-ых классов
Компоненты учебного дня |
Количество уроков в день |
|||
4 |
5 |
|||
Время |
Продолжительность |
Время |
Продолжительность |
|
Окончание последнего урока |
12.50 |
13.45 |
||
Перерыв 1,5 часа |
||||
1-ое занятие |
14.20-14.55 |
35 минут |
15.15-15.50 |
35 минут |
Перерыв 10 минут |
||||
2-ое занятие |
15.05-15.40 |
35 минут |
16.00-16.35 |
35 минут |
Работа ГПД до 19.00 |
</>
Со второго полугодия режим работы 1-ых классов соответствует общему режиму работы начальных классов.
2.6. Учебно-методическое обеспечение*
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется в I-III классах в соответствии с УМК «Перспектива», в IV классах — «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа XXI века».
УМК «Перспектива» для I-III класса и «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа XXI века» для IV классов включают в себя завершённые линии учебников по всем основным предметам начального образования.
Все учебники УМК «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа XXI века» включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.
III. Учебный план основной общеобразовательной программы
основного общего образования (Нормативный срок освоения — 5 лет)
3.1. Годовой и недельный учебный план для V-IX классов в соответствии с ФГОС ООО
Учебный план для V-IX классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2012 №1897.
Годовой учебный план для V- IX классов[1] при пятидневной учебной неделе
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|||||
Обязательная часть |
|||||||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
170 |
204 |
136 |
102 |
102 |
714 |
||
Литература |
102 |
102 |
68 |
68 |
102 |
442 |
|||
Иностранные языки |
Иностранный язык (английский) |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
510 |
||
Математика и |
Математика |
170 |
170 |
340 |
|||||
Алгебра |
102 |
102 |
102 |
306 |
|||||
Геометрия |
68 |
68 |
68 |
204 |
|||||
Информатика |
34 |
34 |
34 |
102 |
|||||
Общественно-научные предметы |
История |
68 |
68 |
68 |
68 |
102 |
374 |
||
Обществознание |
34 |
34 |
34 |
34 |
136 |
||||
География |
34 |
34 |
68 |
68 |
68 |
272 |
|||
Естественнонаучные предметы |
Физика |
68 |
68 |
102 |
238 |
||||
Химия |
68 |
68 |
136 |
||||||
Биология |
34 |
34 |
34 |
68 |
68 |
238 |
|||
Искусство |
Музыка |
34 |
34 |
34 |
34 |
136 |
|||
Изобразительное искусство |
34 |
34 |
34 |
34 |
136 |
||||
Технология |
Технология |
68 |
68 |
68 |
34 |
238 |
|||
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Основы безопасности жизнедеятельности |
34 |
34 |
68 |
|||||
Физическая культура |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
510 |
|||
Итого: |
918 |
986 |
1020 |
1088 |
1088 |
5100 |
|||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе |
68 |
34 |
|||||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
34 |
|||||||
Общественно-научные предметы |
Обществознание |
34 |
|||||||
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Основы безопасности жизнедеятельности |
34 |
|||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
986 |
1020 |
1088 |
1122 |
1122 |
5338 |
|||
Внеурочная деятельность |
340 |
340 |
340 |
340 |
340 |
1700 |
|||
- Назад
- Вперёд >>